на главную страницу

Освидетельствование водителей на состояние опьянения

Причин для создания этой странички сайта было несколько. Опубликованных официальных документов по теме «медицинское освидетельствование водителей на состояние опьянение» можно найти в достаточном количестве на официальных Интернет-ресурсах. Но, как и в любом другом официальном документе, наряду с «рациональным зерном» там много не совсем понятных, а, следовательно «скучных» фраз, определений и пояснений, зевота одолевает уже с третьего абзаца, иногда раньше. «Вылущить» из текста и представить в «удобноперевариваемом виде» то самое, пресловутое «зерно», годное для дальнейшего использования в повседневной жизни – это и является главной задачей данной странички, на то он и «ликбез».

Освидетельствование водителей на состояние опьянения регламентируется постановлениями, приказами и положениями, найти которые в Сети не представляет особого труда, но так уж случилось, что «противоборствующие стороны (ГИБДД и водители) выступают в разных весовых категориях». Как правило, сотрудники ГИБДД неплохо знают свои права и обязанности при проведении процедуры освидетельствования, а, вот что касаемо водителей…, удивительно безграмотны в этих вопросах, абсолютно не ориентируются в том, что они должны и чего не обязаны делать, чем частенько и пользуются их «оппоненты».

Можно понять и «оппонентов», ведь, несмотря на «непрерывное внедрение высокотехнологичных средств контроля за дорожным движением», качество работы гаишника по-прежнему, как в старые «добрые» времена, определяется, чаще всего, количеством пойманных пьяных водителей: чем больше поймал пьяных (точнее, чем больше составил «пьяных протоколов»), тем лучше работаешь. Количество сданных после смены «пьяных протоколов» - вот главный показатель эффективности работы, то, что зачастую это «липа» мало кого волнует (пока).

Неудобство данного критерия эффективности в том, что он должен постоянно расти (иначе начальство посчитает тебя дармоедом), то есть изо дня в день количество выявленных пьяных за рулем должно увеличиваться, а вот каким путем – уже не важно. Поэтому-то данные протоколы частенько не составляются, а «стряпаются» как горячие пирожки, а юридическая безграмотность водителей в данном вопросе играет на руку блюстителям порядка на дороге. Нельзя сбрасывать со счетов и пресловутых «оборотней в погонах», для которых работа в ГИБДД, не более чем обильная кормушка.

Поэтому позвольте представить небольшой набор советов «как вести себя на дороге» водителям транспортных средств, в виде своего рода набора алгоритмов поведения. Хотелось бы сразу уточнить: данные алгоритмы предназначены в первую очередь для честных водителей, то есть тех, кто действительно трезв и не чувствует за собой никакой вины, просто «попал под раздачу», «стал статистом».

Итак.
Если накануне вечером Вы выпили банку пива или сто грамм водки, а утром, по дороге на работу Вас остановил сотрудник ГИБДД, попросил «подуть в прибор», после чего сообщил, что вы пьяны, т.к. «прибор показал промилли» – это развод.
Согласно законам природы, утилизация небольших доз алкоголя происходит в организме очень быстро (см. стр. «Токсикокинетика»), буквально час-два, при условии, естественно, что Вы не с дремучего бодуна, когда накануне была не банка-другая пива, а литр-другой водки.
Тогда, действительно, прибор может и показать «остатки алкоголя», но, опять таки не факт, что этих «остатков» достаточно для вынесения вердикта «установлено состояние опьянения». Согласно последнему постановлению, цифры должны быть следующими: 0,15 мг/литр алкоголя в выдыхаемом воздухе (для того, чтобы перевести эту цифру в более привычные «старые» промилли, умножьте её на 2, получается 0,3 примилли). Именно, «с этой цены и начинается торг».

При 0,15 мг\литр и выше – вердикт «установлено состояние опьянения» правомерен, даже если Вы хорошо выполняете все координационные пробы (тыкаете пальцем в нос, ходите по нарисованной мелом линии и т.д) и, согласно существующему законодательству, сотрудник ГИБДД, проводящий освидетельствование на дороге, имеет право отстранить Вас от дальнейшего управления транспортным средством, поместив Вашу машину на арестплощадку, не проводя никаких дополнительных медицинский обследований. В этом случае просто составляется протокол, в котором указан результат Вашей «продувки».

Но, протоколы разбиваются грамотным юристом на суде достаточно легко и «отбить (вернуть) права» не составляет особого труда, если:

а). В нем не учитывается погрешность прибора. Означает следующее: По умолчанию, средняя погрешность для «Алкотестеров», разрешенных к использованию на дороге в нашей стране равна 0,02, что отражается в «акте последней проверки прибора», копия которого, кстати сказать, должна быть у гаишников и предоставляться водителю по первому требованию.
Поэтому, если в протоколе стоит цифра 0,15, то, путем несложного арифметического действия получаем: 0,15 – 0,02 = 0,13. А это уже не вписывается в вердикт «установлено состояние опьянения», на суде легко разбивается, т.к. нет дополнительных данных, говорящих за опьянение и, поэтому, перед гаишником три пути:
- либо везти Вас в медучреждение, где, помимо двух «продувок», врач проведет полный осмотр, возможно, сделает    забор дополнительно биологической пробы и т.д.;
- либо отпустить Вас с миром, что чаще всего и делается нормальным офицером, ведь, учитывая «дорожные пробки»,    довезти клиента до врача быстро не всегда получается, а, так как процесс отрезвления плохо поддается приказам    людей в погонах, очень часто, по приезду в наркокабинет от паров алкоголя не остается и следа;
- либо попытаться «развести Вас на отказ» (см. ниже), что широко практикуется «оборотнями в погонах».

б). Ваше общение с сотрудником ГИБДД состоялось тет-а-тет, без свидетелей. «Продувка на дороге» и составление протокола должно производится в присутствии двух понятых, подписи которых также должны быть в протоколе.

в). Вердикт «установлено состояние опьянения» Вам выставили после «продувки» в… китайский электронный градусник. Довольно часто гаишники просят «подуть в приборчик» и подсовывают «не знамо чё…», какую-то электронную штучку с дырочкой и цветными лампочками (принцип, чем непонятнее, тем лучше), после чего радостно объявляют: «Вы пьяны».
Если гражданин действительно «перебрал накануне» и чувствует это, то, как правило, начинает уговаривать «командира» разойтись без шума, мирно. Получается это или нет, нам это не важно, ведь мы ориентируемся на законопослушного водителя.

Если же Вы не чувствуете за собой вины, не стоит идти на поводу и продувать в какой-то там «личный», непонятно из какого карманы вытащенный, «универсальный алкометр».
Прибор, для проведения освидетельствования на состояние опьянения, предназначенный для пользования сотрудниками ГИБДД на дороге, должен быть штатным, опечатанным и опломбированным соответствующим образом, он должен быть укомплектован набором стерильных, съемных трубок для проведения данной процедуры и принтером для распечатки результатов пробы на бумажном носителе.
Данная распечатка содержит, помимо выявленных «промиллей», точное время проведения пробы, наименование прибора, которым проба производилась.
После продувки, инспектор обязан показать Вам данные, появившиеся на электронном табло прибора, после чего, сразу же, в Вашем присутствии и присутствии двух понятых, установить алкотестер на принтер и распечатать результат на бумажном носителе. Время, отпечатанное на бумажном носителе и время проведения освидетельствования на дороге, указанное в протоколе должны совпадать или быть чуть позднее.
Если же, после «продувки», гаишник оставил Вас на улице «минутку подождать», зашел в свою «хибарку» и вышел через пару минут с бумажкой, распечатанной на принтере, утверждая, что «это Ваша распечатка» – это развод.
Бумажки с «необходимыми промиллями» состряпать не сложно, их можно напечатать заранее, за несколько минут до того как Вас остановили для проверки. Для этого достаточно «продуть алкотестер» кому-то из компании «оборотней», предварительно смазав края мундштука спиртосодержащей жидкостью или капнув себе в рот несколько капель водки или…, да мало ли ещё уловок найдется у тёртых «командиров». Прихватив в «хибарке» бумажку с нужным результатом, далее, с озабоченным видом, составляется протокол по всем правилам, время же в протоколе можно и подкорректировать, не будет же водитель при этом смотреть на часы (а следовало бы)
В последнее время всё чаще используется весьма оригинальный метод превращения трезвого человека в пьяницу за рулем - продувка через собственный кулак. Не понимаете? Сейчас поясню. Сотрудник ГИБДД, заподозривший вас в состоянии опьянения просит "продуть в аппарат", вот только маленький ньюанс - мундштуки для индивидуальной продувки у нас закончились, но ничего страшного, продуйте через собственный кулак... В чем подвох? Да очень просто: края прибора, куда должен вставляться мундштук предварительно смачивается спиртосодержащей жидкостью, продувая же через ладонь, вы не почувствуете не вкуса ни запаха спирта, который может вас насторожить. Ну а дальше просто: пары алкоголя проникают в алкотестер и "показывают" драгоценные промилли.

г). Вас хотят «развести», используя схему «сдача мочи на предмет употребления наркотиков». Суть её в следующем.
Если водитель молодой (следовательно, по милицейской логике, является потенциальным наркоманом), а при «продувке» на алкотестере «вышли нули», можно попробовать «заподозрить его на состояние наркотического одурманивания». Для этого можно продекламировать пару-тройку дежурных фраз про «покраснение лица и глаз», «нетвердую походку» и т.п. и предложить пройти за угол «хибары» и «помочиться в баночку» для определения наркотика в моче при помощи тест-полоски.
Если подозреваемый действительно употребляет наркотики и боится что «тест-полоски сработают», он начинает юлить и пытаться договориться (по умолчанию, данная категория граждан нас не интересует).
Если же Вы не имеете к наркотикам никакого отношения, а Вас настойчиво просят «помочиться в баночку» - знайте, что это незаконно.

Согласно существующему законодательству, проводить лабораторное исследование биологической жидкости (кровь, моча, слюна) на наличие в ней наркотиков имеет право только медицинское учреждение, имеющее соответствующую лицензию. Более того, выставлять окончательный вердикт, опираясь только на то, что «сработала тест-полоска» нельзя, необходимо лабораторное подтверждение на хроматографическом или другом точном аппарате. Поэтому, если гаишник заподозрил Вас в употреблении наркотиков, он обязан доставить Вас для полного медосвидетельсвования в медучреждение (наркологический диспансер или наркокабинет), а не заниматься самодеятельностью на дороге.
Если же Вы поддались на уговоры и сдали мочу в майонезную баночку, схема дальнейшего развода примерно та же как и с «распечаткой на принтере». Вас просят подождать минутку на улице, баночку уносят в «хибару» и через пару минут выносят тест-полоску с положительным результатом…
Если Вы оторопели от неожиданности и растерянности, вам посочувствуют (мол, бывает, что тест-полоски «срабатывают» и на простые лекарства) и предложат самому съездить в наркодиспансер для прохождения лабораторного обследования, но потом, попозже, когда у Вас будет свободное время (ощутите разницу между такими понятиями как доставить и предложить съездить самому) Дружелюбно расскажут, как туда проехать, когда работает лаборатория, вот только один небольшой ньюансик – «мы уже начали составлять протокол, поэтому, чтобы его закрыть во избежание дальнейших неприятностей, подпишите вот здесь, под фразой, что Вы отказываетесь ехать к врачу сейчас и езжайте дальше, по своим делам».
Ну, по поводу «отказа от медосвидетельсвования» поговорим чуть ниже…

Закончить же данный пункт хочется простым советом: никогда, ни при каких условиях не сдавайте никаких анализов на дороге, если Вас начинают «подозревать в употреблении наркотиков», бросайте все дела и требуйте, чтобы Вас везли к врачу! Иначе неприятности гарантированы.

г). В «гаишном» протоколе или акте медицинского освидетельствования стоят неправильные, «старые» формулировки. Дело в том, согласно последнему постановлению, формулировок-заключений для установки диагноза «опьянение» всего две: 1. Состояние опьянения установлено 2. Состояние опьянения не установлено Раньше, до ужесточения мер, когда действовал «старый» приказ, по которому работали и ГАИ и все другие структуры таких формулировок было 6: 1. Трезв, признаков употребления алкоголя не выявлено 2. Установлен факт употребления алкоголя, но признаков опьянения не выявлено 3. Алкогольное опьянение 4. Алкогольная кома 5. Состояние одурманивания, вызванное приемом наркотического вещества 6. Трезв, но имеются функциональные нарушения, требующие отстранения от работы с приборами и механизмами, представляющими опасность Иногда, по старой памяти (редко, но попадается), при освидетельствовании водителей сотрудником ГИБДД или медработником, выставляется одно из шести перечисленных заключений. В этом случае протокол или акт считаются недействительными и легко разбиваются в суде.

Теперь давайте, отдельно поговорим «за отказы».
Всё дело в том, что пойманный «пьяный за рулем» и «отказник» имеют одинаковую ценность для определения качества работы сотрудника ГИБДД.
Если Вас остановили, но Вы трезвы и безгрешны, не стоит расслабляться, будьте начеку, к Вам могут применить «цыганскую схему». Остановив Вас на дороге и применив вышеописанный трюк со «вошел в хибару/вышел из хибары» и предоставив Вам «неопровержимые улики» в виде «липовой» распечатки с принтера или «положительной» тест-полоски, «оборотень в погонах» преследует две цели: или получить откуп или оформить Вас как «отказника». При этом широко используется «цыганский способ» убеждения: Вас обступают несколько подручных (подельников) «оборотня» и поднимают «цыганский гвалт», каждый высказывает свои суждения по поводу «туманности и неопределенности» Ваших дальнейших перспектив, причем говорят громко и все разом, перебивая друг друга. Мнения могут разниться, кары обещают самые разные, но все, чудесным образом, сходятся в одном: наилучшим выходом для Вас в данной ситуации и на данный отрезок времени является «отказ от прохождения медосвидетельствования».
Если Вы проявляете выдержку и настаиваете на том, чтобы Вас освидетельствовал врач в наркодиспасере, Вам начинают объяснять (опять-таки хором), что «машины для Вашей транспортировки сейчас нет, она освободиться только к вечеру, а пока Вашу машину отвезут на арестплощадку, а Вы будете ждать здесь неизвестно сколько» и тому подобная «байда». Это психологический прием стар как сам мир. Не зная, кого слушать в первую очередь, человек входит в состояние растерянности, своего рода транс, его воля ослабевает и, зачастую, не вполне понимая, что происходит, он подписывает услужливо подсунутый «оборотнем» протокол с формулировкой отказа.
Как только подпись поставлена, «гоп-компания» расходится, протокол с отказом быстренько «дооформляется» и вручается водителю. Придя в себя через какое-то время, прочитав протокол и проконсультировавшись по телефону с родственниками, знакомыми или юристами, водитель начинает понимать, что «он попал», ведь за отказ от проведения медосвидетельсвования полагается лишением водительских прав на полтора года.
Переиграть ситуацию не получиться, как только Вы подписали «отказ», протокол обретает юридическую силу, прячется подальше в папку, Вы же, «осознамши», сразу становитесь неинтересны «офицеру» и Вам настойчиво рекомендуют «не создавать помех в работе автоинспектора».
Такой «развод», правда в несколько переработанном варианте, раньше использовали «наперсточники» на рынках, сейчас гаишники на дорогах, не все конечно же, но случаи имеют место быть…
Совет в этом случае простой: если Вы не чувствуете за собой никакой вины, ни в коем случае не подписывайте «отказ», требуйте, чтобы Вас везли в медучреждение, если же Вас обступили и галдят, не спорьте и не ругайтесь, дайте понять, что Вы понимаете суть «развода», требуйте старшего офицера, требуйте телефонного звонка, требуйте оформления протокола о Вашем задержании, требуйте, требуйте, требуйте…
Поверьте, что в случае «развода по-цыгански», договориться можно только в ущерб себе.

Удачи!

P.S. Если всё-таки Вы заимели на руки акт медицинского освидетельствования с заключением "Установлено состояние опъянеия" и повестку в суд для лишения Вас водительских прав, можно попытаться найти "слабые" (в процессуальном смысле) места в акте и попробовать сыграть на этом в суде. Иногда получается.
На форуме данного сайта есть раздел "ГИБДД", отсканировать бумажку (акт) труда не составляет, можно подумать... опыт есть.

© narcolikbez.ru 2015-2023


При использовании текста или фрагмента ссылка на сайт обязательна